Существует несколько чисто технических «пунктиков», которые неплохо иметь в виду при съемках людей, и, в частности, обнаженной натуры: — при съемках в полный рост или около того нежелательно использовать точку съемки выше модели (если не требуются спецэффекты), так как это приведет к укорачиванию ног и искажений пропорций тела на снимке.
— если у модели недостаточно длинные ноги или вы хотите, чтобы на снимке она казались еще длиннее, используйте нижние точки съемки. Можно также добиваться интересных кадров, комбинируя съемку широкоугольной оптикой с нижней точкой съемки.
— часто при съемках людей используют оптику, с фокусным расстоянием начиная от 50мм. Надо учесть, что объективы с короткими фокусными расстояниями больше искажают линейные размеры снимаемого объекта. Поэтому, если какая-то часть модели окажется при съемке немного ближе к объективу (например, нос или часть руки при портретной съемке), то эта часть будет казаться больше, чем она есть на самом деле, что обычно смущает зрителя и выглядит не очень эстетично. Именно поэтому портрет классически снимается на фокусных расстоянияхот 50 до 135мм. Впрочем, есть фотографы, которые применяют для съемки даже 600-мм объективы (общаясь с моделью по рации). Также существуют неплохие работы, сделанные 20-мм оптикой. Так что, ко всему следует подходить творчески, т.к. в искусстве не может существовать жестких «можно» и «нельзя». На то оно и искусство.
— если вы хотите подчеркнуть объем груди модели, не стоит ее укладывать на спину. Попросите модель принять различные позы, и вы сами сможете найти множество интересных точек съемки. При съемке внимательно следите, чтобы коже не было складок (чаще всего — на животе или в районе талии при чрезмерном повороте корпуса). Довольно некрасиво выглядят проступающие сквозь кожу ребра, поэтому если вы хотите, скажем, подчеркнуть изгибом форму груди, то не стоит с этим перебарщивать.
— порой можно очень удачно использовать при съемке все, что попадется по руку и характерно для того места, где проводится съемка. Это могут быть неподалеку растущие ромашки, хлам в подвале дома, попавшаяся под руку швабра и т.д. Также хорошо иметь с собой некоторый запас разного рода предметов, могущих пригодится при съемках. Например, куски прозрачной материи, разного рода украшения, искусственные цветы и т.п. На снимке часто бывает уместно показать взаимоотношения модели и ее окружения, это придает снимку живость и динамизм. Здесь очень показательны снимки Хельмута Ньютона, который любил снимать людей среди какого-либо подходящего беспорядка (например, его снимки Pina Bausch или Grace Jones und Dolph).
— не забывайте снять с модели перед съемкой часы и украшения, если это необходимо.
— следите за фоном, пусть голову от туловища не отсекает линия горизонта, «из головы» не должно расти деревьев и т.п. Также следует оценивать яркость и цвет фона, чтобы снимок получился технически грамотным! Для оценки разброса яркостей модели и фона бывает полезно замерить яркость света по модели и фону отдельно, либо внимательно оценивать полученный результат на дисплее камеры.
— творчески подходите к использованию глубины резкости. Если требуется отделить модель от фона, используйте телеобъективы с фокусным расстоянием от 100мм. Можно получить интересные кадры, наводя резкость на те или иные части тела и производя съемку на открытой диафрагме светосильной оптикой.
— очень часто снимки кадрируют таким образом, чтобы людям «быть куда смотреть», т.е. по направлению взгляда обычно оставляется пустое пространство.
— используют съемку портрета в профиль, анфас, сзади и в три четверти. Также часто можно найти интересную точку съемки значительно выше уровня глаз, а также сбоку-сзади.
— Поворот головы портретируемого значит многое. Желательно использовать такие точки съемки, когда лицо выглядит наиболее удачно.
— Отражения в глазах являются весьма важным элементом при портретной съемке. Часто выглядит неестественно, когда в глазах отражается несколько источников света. И наоборот, отражение одной вспышки оживляет портрет, добавляя искорки в глазах. Иногда для этой цели используют слабую вспышку, которая практически не влияет на световой рисунок, но дает блики в глазах. Или можно применять «обычную», мощную вспышку, направленную вверх, но со специальным отражающим белым козырьком.
— Часто при портретной съемке используют относительно небольшие значения диафрагмы, чтобы получить малую глубину резкости. При этом резкость следует наводить по глазам портретируемого. При таком подходе легко скрыть небольшие дефекты кожи, если они имеются.
— у многих людей в профиль не очень красивый нос, следите за этим при съемке. Вообще, следует тщательно изучить модель перед съемкой и решить, с какой стороны она выглядит лучше всего. Более того, у большинства людей лицо ассиметрично, и бывает полезно понять, с какой стороны лицо вашей модели выглядит наиболее выигрышно. Можете попросить рассказать модель о своих недостатках, чтобы после съемки не было ненужных разочарований (хотя со временем вы научитесь видеть «критические места» самостоятельно).
— следите за тенями! Глазные впадины не должны «проваливаться». Тени от носа и подбородка не должны быть излишне резкими. Часто в цветной фотографии используют такое освещение, чтобы контраст на лице не превышал одной ступени.
— стоит использовать заполняющую вспышку или отражатель для высвечивания теней и понижения контраста (обычно при съемке вне студии).
— выбирайте для съемок подходящее время суток и/или погоду.
— на теле обычно остаются следы от белья, поэтому при съемках обнаженной натуры следует раздеть модель за 30-40 минут до съемки. Чтобы она чувствовала себя комфортно, можно дать ей какую-либо куртку или свободную накидку.
— при съемке полезно использовать подходящую под настроение и жанр съемки музыку
— по возможности изучайте то, что уже достигнуто фотографами и живописцами. Не обязательно следует пытаться повторять их произведения, хотя копирование представляет само по себе очень непростую задачу. Многие ныне знаменитые фотографы начинали именно с этого.
— Если вы снимаете обнаженную натуру в первый раз и у вас дрожат коленки — не беспокойтесь, это нормально. Старайтесь тотально сосредоточиться на самой съемке! Ведь вам, как фотографу, нужно решить фантастически сложную задачу – параллельно думать о композиции (в том числе цветовой), экспозиции, ближнем и дальнем планах, точке съемки, об используемом объективе, диафрагме, выдержке, чувствительности матрицы. И при этом параллельно внимательно следить за моделью, пытаясь поймать самый интересный момент, пытаясь понять, как лучше всего снимать ее лицо, фигуру, какие у нее недостатки и как их лучше всего скрыть. И при всем при этом непринужденно улыбаться и шутить, чтобы модель не заснула, пока вы будете решать перечисленные задачи
— что с собой взять на выездную съемку? Как правило, минимальный набор должен включать в себя камеру со вспышкой (или отражатель вместо вспышки), хороший объектив (обычно телеобъектив), и конечно достаточное количество места на носителе информации. Иногда полезно захватить штатив. Быть может, понадобиться что-то теплое, чтобы временно укрыть модель от холода, при этом одеяние должно быть свободным и легко сбрасываться. При съемках на природе желательно взять с собой средство против летающих кровососущих насекомых. При этом лучше использовать распыляющиеся средства в баллонах. Окажется также полезен кусочек туристического коврика для переобувания или для того, чтобы просто присесть. Удачной идеей будет взять с собой немного еды и пластиковую бутылку с водой. Пусть ваша модель захватит разумное количество косметики и украшений, если они требуются для съемки.
— и самое главное — фотографируйте так, как вам нравится. Ведь ради этого все собственно, и затевалось…