Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Динамический диапазон
АлеганскийДата: Пятница, 23.04.2010, 23:09 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 53
Статус: Offline
Для начала попробуем объяснить, что скрывается под этим загадочным термином - Динамический Диапазон (Dynamic Range). Этим страшным словосочетанием обозначают то, сколько ступеней в разности контраста может зафиксировать то или иное устройство – в нашем случае фотокамера. За единицу измерения обычно принимают ф-стопf-stop: изменение экспозиции на один шаг, или, говоря человеческим языком, уменьшение светового потока наполовину. Например, разница между двумя экспозициями с одинаковой выдержкой и диафрагмами 5.6 и 8 как раз и будет равна одному ф-стопу.

Человеческий глаз способен видеть разницу в контрасте с динамическим диапазоном 12-14 ступеней (ф-стопов) – то есть, разглядывая темный лес на фоне яркого неба мы способны одновременно различать детали как в лесу (ветки, стволы деревьев) так и на небе (мелкие и редкие облака). Никакая фотопленка, слайд и даже фотосенсор не способны различать контраст с таким широким динамическим диапазоном. Вы непременно должны уже были столкнуться с этим – например, снимая тот же самый пейзаж с темным лесом и светлым небом, вы сможете получить либо кадр, где детали будут присутствовать в лесу, а небо будет очень светлым (или просто белым), либо детали будут присутствовать на небе, а вместо леса будет большое черное пятно. Это происходит потому, что динамический диапазон у хорошего слайда всего около 5 ф-стопов, а у негативной пленки - около 7.

Цифровые матрицы имеют различный динамический диапазон, но он обычно либо меньше, либо сопоставим с показателями пленочных материалов. Что же делать, спросите вы?

Профессиональные фотографы уже давно используют так называемые Градуальные Нейтрально Серые фильтры (Graduated Neutral Density Filters). Половина такого фильтра заполнена нейтрально серым, который поглощает световой поток уменьшая его на несколько ф-стопов, а друга половина совершенно прозрачна и между этими половинками есть зона, где серый плавно переходит в прозрачный. В результате часть света от яркой части изображения поглощается фильтром и динамический диапазон снимаемого объекта сужается. К сожалению, такой фильтр помогает только тогда, когда изображение можно разбить на две половинки – например, небо и лес. А если перед лесом есть маленькое озерцо, в котором отражается солнце? Тут Градуальный фильтр бессилен. Фильтр – да, но Цифра – нет (да-да, мы знаем, что Вы это знали...).

Хватит теории, давайте посмотрим как сделать то, что не способен ни один профессиональный фотограф, снимающий на пленку (мы, конечно, знаем, что Вы знаете, что этот фотограф ничего не знает о том, что отсканировав свой кадр, он тоже сможет воспользоваться этой техникой...)

Итак, у нас есть кадр с большим динамическим диапазоном. При съемке на этом кадре получится либо очень светлое небо, либо слишком темные скалы. Если при съемке мы воспользуемся Градуальным фильтром, то сумеем решить проблему широкого динамического диапазона, но одинокая скала, выступающая над линией горизонта, все равно останется слишком черной...

Берем RAW-файл и с помощью конвертора (в нашем случае C1) создаем два файла – один содержащий нормально экспонированные скалы (Экспокорреция + 0,5 EV), а второй с нормально экспонированным небом (Экспокорреция - 0,6 EV).

Открываем оба файла в Photoshop. Теперь выбираем инструмент Перемещения (Move Tool) и просто перетаскиваем одно изображение на другое удерживая при этом клавишу Shift. Теперь у нас есть файл, в котором наши экспозиции расположены друг над другом в виде слоев (Layers).

В принципе, совершенно не обязательно, чтобы переэкспонированный кадр располагался над недоэкспонированным или наоборот – от порядка зависит только то, что вы будете маскировать: Светлые ТонаHighlights или Тени (Shadows).

В нашем примере переэкспонированный кадр расположен сверху, поэтому мы будем маскировать (т.е., скрывать, используя маску) Светлые ТонаHighlights.

Воспользуемся выборкой Диапазон Цвета (Color Range). В нашем случае нам подойдет диапазон выборки Светлые ТонаHighlights. В другой раз вы можете также воспользоваться выборкой по Теням (Shadows) или конкретному цвету (например, цвету неба). Мы рекомендуем делать это с помощью пипетки, кликая на нужную часть изображения, и затем, регулируя РазмытиеFuzziness, добиваться более точного выделения участков, которые подлежат маскированию.

Итак, мы выделили требуемую область. Можно подкорректировать результат вручную или с помощью Быстрой Маски (Quick Mask). Теперь нам нужно создать плавный переход от одной экспозиции к другой – так называемый градиент.

Мы сделаем это с помощью команды Размыть Выделение (Feather Selection). Чем больше число, тем более плавным будет переход.

Однако имейте в виду, что если у вас на изображении есть маленькие темные веточки на фоне светлого неба, то слишком большое размытие (более 10) приведет к появлению светлого и неестественного ареола вокруг темных объектов. Чуть ниже мы расскажем, как с этим бороться. В нашем случае будет достаточно размытия с радиусом в 20 пикселов.

Теперь превращаем ВыделениеSelection в Маску (Layer Mask). Для этого нажимаем иконку Добавить Маску Слоя (Add Layer Mask) в палитре СлоиLayers, одновременно удерживая Option (Alt для PC). Если бы мы просто нажали эту иконку без Option (Alt для PC), то наше выделение (то есть, светлое небо) стало бы прозрачным, а остальная часть изображения была бы маскирована. Поскольку мы хотим совершенно обратного эффекта, то при нажатии удерживаем Option. Или можно было бы предварительно Инвертировать Выделение.

И все. У нас получилась замечательная фотография, совмещающая в себе две экспозиции и демонстрирующая реальность так, как это видел человеческий глаз в момент съемки, а не так, как это сумел запечатлеть фотосенсор.

И, как видно, скала (в нашем случае называется Молот Тора) совершенно нормально экспонирована на фоне неба, что было бы невозможно при использовании Градуального Нейтрально Серого фильтра.

Если на снимке есть мелкие элементы, вокруг которых после такой обработки появился светлый ореол, то это довольно легко исправить, переключившись на только что созданную маску и рисуя по ней Мягкой Кистью черного цвета с невысокой Прозрачностью (Opacity.)

Взято отсюда http://www.photoscape.ru/index.cfm?id=839

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: