Фотографическая идея отдельной фотографии и серии Фотография может не иметь цвета, света и не являть конкретную форму, но нет ни одной фотографии, которая была бы рождена в отсутствие какой-то идеи. Идея связывает чувство с образом. Идеями конкретных фотографий могут быть ассоциация, игра света и тени, гармония формы, сочетание цветов, нарушение ритмики, необычное, отсутствие чего-то или кого-то, искажения всех видов, мгновенная гармония, плохая или хорошая погода, тональная и временная перспективы, буйство красок, соответствие сцены ранее виденным, пространство, личность, сравнение и сопоставление, динамика, недосказанность и тому подобные понятия, непременно объединяющие визуальный образ с каким-то чувственным ощущением. Хотя в это перечисление укладывается большинство творческих снимков, но, как вы понимаете, есть и такие, идеи которых совсем непросто (или вообще невозможно) разгадать, а также куча фотографий с невыраженной идеей.
Вы, наверное, уже удивились, почему в этом списке нет упоминаний о красоте? - Я сделал это специально. Дело в том, что красота - настолько широкое понятие и имеет столько же смыслов, сколько людей живёт на планете Земля плюс ещё один, и поэтому куда полезнее попытаться описать её более понятными ощущениями. Если же фотограф не в состоянии объяснить самому себе, почему ему понравился какой-то пейзаж, то есть выделить основную идею и дать на неё акцент, то я бы не назвал эти упражнения с фотографией серьёзными: это любительщина, в самом плохом смысле этого слова.
Фото 2
А вот это – типичной образчик бездушной предметной съёмки. Тут нет ни ассоциативности, ни какой-то игры света, ни интересного сочетания цветов, могущего стать хотя бы забавой для глаза: тут нет никакой идеи. Слава Богу, хоть композиционно выделен предмет, что намекает зрителю, куда ему следует смотреть.
Фотограф, осознав то, что именно вызвало у него то или иное чувство, то есть саму идею будущего снимка, при дальнейшем выборе изобразительных средств (композиция, свет, цвет) ставит акцент и выделяет именно этот образ. Если это ему удаётся, то зритель фотографии, воспринимая этот образ, получает то же самое чувство, или близкое к тому. Как вы видите, идеи фотографий лежат на пересечении между родившимся чувством и его реализацией в образе. В самом деле, что такое игра света - чувство или образ? Что такое сопоставление и недосказанность? Что такое гармония цвета или ритмика? Плохая погода? Обладая своего рода дуализмом, для нас, фотографов, эти понятия напрямую связывают собой чувство с изобразительным средством. Именно поэтому и появилась эта тема. И именно поэтому тут не говорится об абстрактной красоте, которую непонятно как воплощать на снимке.
Как вы можете видеть, большинство идей снимков являются отражением тех или иных чувств и эмоций в мире образов и поэтому не могут быть выражены словом, указывающим на предмет, который можно потрогать руками. Никакой предмет не может быть главной идеей снимка. Вещь может являться только материальным посредником в выражении идеи. Разве нельзя понять тот факт, что в пейзаже мы фотографируем не горы, облака и деревья, а то или иное настроение природы? Тому читателю, который считает, что фотографической идеей изображения обнажённой натуры является показ тела, а не гармония формы или света, или даже личность модели, следует пересмотреть своё понимание этого жанра. Даже в рекламном гламуре, при съёмке тех или иных предметов, главной идеей является не сам предмет, а провоцирование зрителя на желание этого предмета. Чуть ли не единственным примером предметной фотографии является фотография на паспорт. Но получившиеся при этом изображения, согласитесь, к настоящему искусству никакого отношения не имеют, напоминая больше фотоконцептуализм.
Возникновение идеи неразрывно связано с конкретным автором, с его эмоционально-психическим состоянием в данный момент, и особенно с его духовным опытом. Следует заметить также, что она никак не связана с уровнем его профессионализма. Но о том, насколько владение навыками ремесла помогает создавать фотографу произведение искусства, мы поговорим с вами в последующих номерах журнала.
Если фотография не рождает никакого чувства в зрителе, значит, она не может быть отнесена к произведениям искусства. В таких случаях её обычно называют современным искусством, концептуализмом, поиском автора, арт-объектом или ещё как-нибудь. Если же её идея затронула хотя бы одного зрителя, тогда говорят, что фотография имеет некоторую эстетическую ценность. Конкретный снимок может иметь эстетическую ценность, понятную только одному человеку, либо общечеловеческую. Проблема ведь не совсем в том, что мы не можем донести свои чувства до зрителя, а в том, что у нас всех разные чувства. Хотя принято считать, что величина эстетической ценности произведения искусства так или иначе зависит от количества людей, кому это произведение нравится, я бы призвал вас хорошенько подумать, прежде чем согласиться с этим, поскольку понятие эстетической ценности является абсолютным, в отличие от материальной ценности. И, я более чем уверен, что в ваших архивах уже есть снимки, об истинной ценности которых вы даже не догадываетесь, и в то же время, очень многое из того, что мы видим сегодня висящим на стенах галерей, не то, что не обладает какой-то значимостью, но даже и фотографиями-то назвать можно с трудом, поскольку из всех чувств вызывает только чувство недоумения. Дело в том, что эти снимки, чаще всего, висят там за деньги.
Весь прогресс в развитии технических средств фотографии подчинён только одному - чуть-чуть уменьшить пропасть между идеей автора и средствами её реализации. Те авторы, фотографическая идея которых рождается "ногами вперёд", то есть от возможностей, предоставляемых техникой (к примеру большинство любительского макро, «творческие» светофильтры, занятия рукоделием в фотошопе) делают большую ошибку и сами становятся на тупиковую ветку пути развития самого себя, именно как фотографа. Например, многим приходилось встречать фотографии, в которых автор явно злоупотребил возможностями графического редактора. Во имя чего были загублены эти снимки, во имя какой идеи? Фотографическая идея происходит от достижения автором внутренней гармонии, переживания чувства, а технические возможности обычно только сдерживают её реализацию, а не наоборот.
Поговорим теперь вкратце о сериях фотографий. В то время как идеями отдельных снимков, составляющих серию, могут быть какие-то гармонии или ассоциации (или ещё что-нибудь), общая идея серии представляет собой нечто новое, отличное от простого перечисления. Это и понятно - собирая серию, вы формируете новый визуальный образ, новое произведение искусства, с его новыми свойствами. Например, идеей простейшей серии может быть сопоставление или сравнение. Серия, например, может раскрывать идею личности, несмотря на то, что ни один из снимков, её составляющих, не раскрывает этой темы, а построен, наоборот, на недосказанностях. Наконец, неудачная серия может не выражать вообще никакой идеи, будучи предметной. Например, зачастую схожие предметы или портреты одних и тех же людей ошибочно объединяются в ничего не выражающую серию: «Татьяна» (ню), «Поездка на море» (популярный туристический жанр), «Книги» (натюрморт) и так далее. Причём, серии в таком ключе можно встретить даже на фотовыставках, и мы с вами уже даже знаем, почему.